ОБГЛОДАННЫЕ ВРЕМЕНЕМ
Паршивая газета платных объявлений: куплю мужа, ищу гараж
Зимой из окна видно, что жизнь скоро кончится. Летом ничего не видно — все загораживают деревья. (с)
Небольшой Театр города М. находится в самом центре города М. — это творческое объединение выпускников театрального института имени Щукина, Школы-студии МХАТ и ГИТИСа. Уже три сезона они исследуют, экспериментируют, пробуют и ставят спектакли.
Премьера уходящего сезона, спектакль «Где-то и около» по пьесе Анны Яблонской, отлично вписывается в концепцию театра. Спектакль рассказывает о человеке, таком же, как мы с вами, о его переживаниях, проблемах и одиночестве в мире, полном других замечательных и таких же одиноких людей.
При этом история, несмотря на главную тему, легкая и даже почти комедийная. Потому что это только в мечтах все идет гладко и по четко намеченному плану. Реальность же кривая, иногда нелепая и полная недопониманий.
Встретились три одиночества
Михаил работает в паршивой газете платных объявлений. Объявления тоже паршивые, но он, как может, пытается сделать из них что-то приличное. У Михаила есть коллекция кружек с кофе, гудящий старенький компьютер и амбиции великого писателя. А еще не-друг-ты-мне-отстань Толик, который отчаянно ищет свою вторую половинку и мать своим детям.
Толик громкий, не слишком образованный, грубый и сыплет матом через слово, но ровно до момента, пока не начинает говорить о своих детях. Там от прежнего Толика остается только кожаный плащ и полное неумение складывать слова в предложения. Но он очень старается. Толик таскается к Мише на работу с завидной регулярностью и пишет объявление за объявлением — когда-то же ему должно повезти?
И Надя. Восторженная воздушная Надя, верящая в силу волшебного объявления, которое помогло уже двум знакомым выйти замуж. И она тоже так хочет. Чтобы больше не быть одной. И она тоже приходит к Мише, чтобы опубликовать в паршивой газете очередную ложь во благо.
И их всех объединяет вечный поиск: вдохновения, любви, матери для детей. Они ходят кругами, задают неожиданно важные вопросы и делятся сокровенным — практически случайно, но так искренне.
Поиски прекрасного
Спектакль «Где-то и около» мог стать обычной комедией положений, где все запутано, череда случайностей приводит к еще большим случайностям, а в конце кто-то обязательно оказывается виноват. Но все ломается на моменте, когда мы понимаем, насколько искренни герои в своих попытках стать счастливыми. Что эти гневные монологи Миши не от того, что он злится на весь свет — он просто устал от неправды и хочет, чтобы в этом мире хоть что-то было просто и честно. Что метания Толика — от внутренней усталости, ведь никто, кроме него, не позаботится о детях, а даже такому предприимчивому человеку иногда нужно просто обнять кого-то. А Надя… А Надя сама не знает, чего ищет.
Она как потерянный мамонтенок, плывущий на льдине в Африку. Она разговаривает с Лучом света (у которого нет жопы, она выясняла), обнимает Мишу, выслушивая его творческие метания, пишет простое человеческое письмо Толику. И эти ее свет и простота становятся глотком свежего воздуха для всех остальных, но не для нее самой.
Идеального решения нет
Все герои находятся где-то и около своего счастья. Запутываются в любовном треугольнике, спотыкаются на каждом шагу, пропускают что-то важное. Спектакль не дает нам однозначного ответа, что же делать в такой ситуации, когда с каждым днем все становится лишь сложнее. Но он показывает, что зачастую именно мы сами становимся препятствием для того, чтобы стать счастливыми.
При этом «Где-то и около» — очень светлый спектакль. Без излишнего драматизма и патетики. И каждый увидит в одном из героев себя или кого-то знакомого. А может, поймет, где он сам постоянно спотыкается. Или вспомнит, что иногда нужно прислушиваться к советам Луча света, который, на самом деле, находится внутри нас.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Варвара Герц