
«Мы всегда идём исключительно навстречу своей судьбе, даже когда направляемся в уборную, на ходу расстёгивая брюки, поскольку между двумя любыми точками, расположенными на плоскости, можно провести одну, и только одну прямую — господи, какие всё-таки жуткие вещи можно вычитать в обыкновенном учебнике геометрии, какой уж там Стивен Кинг!» (с)
Макс Фрай, «Мой Рагнарёк»
«Театр города М.» представил на суд зрителя спектакль «Лодочник», заявив его как мелодраму/триллер. Пугать, надо признаться, начинает уже адрес, точнее та его часть, что «дом 2, строение 32». Вообразили? Выдыхайте! Бояться не стоит: ТЦ виден прямо от метро. Охранник у первой же двери бодро подскажет дорогу через фуд-корт — выдыхайте снова, в зале посторонние запахи не слышны. Зато маленький частный театр, который существует только за счёт продажи билетов и зрительских донатов, готов бесплатно предоставить стильные программки на цветной крафтовой кальке и обладает доступной для колясочников средой (среди зрителей были люди с особенностями здоровья).Перед началом спектакля в центр игрового пространства вышел Александр Бабик, известный завсегдатаям репертуарных спектаклей Московского театра оперетты и зрителям проекта «Большой мюзикл», как исполнитель ярких образов, способный даже небольшую роль превратить в свой личный — всегда смешной и безукоризненный — бенефис. Здесь, в этом театре, Бабик — режиссёр.

…Камерный зал с момента первого зрителя в нем был окутан темнотой, слегка разбавленной белым речным «туманом» и яркими уютными всполохами точечного света откуда-то сверху.
Фатальность и потусторонность в этом двухчасовом спектакле, несомненно, присутствуют. Однако ещё присутствует потрясающей красоты и грациозности символизм в визуале!
Казалось бы, московская публика уже свыклась с лавочкой, заменяющей собой примерно все необходимые декорации, — и этот спектакль играется буквально с двумя-тремя предметами мебели да десятком экземпляров крайне компактного реквизита… Даже спектакли, игравшиеся прежде по этой же пьесе, примерно также располагали зрителей «на разных берегах» реки… Однако же в некоторые моменты буквально дух захватывало от восторга: в оптическом расфокусе от сочетания темноты, дыма и мелкого мусора из кармана какого-то гопника, стоящего на ящике, сознание выхватило ощущение колкого снега в отблеске одинокого фонаря — и случилось это ровно в его реплику: «Я — столб! …Электрический!»
Такой же восторг вызвал и белый пододеяльник — кто не сражался в одиночку с этими плодами легонькой промышленности, тот и мелкие буквы в договорах на потребительские кредиты читать сочтёт ниже своего достоинства.

Каждый — и герои, и зрители — что-то новое и важное унесут с собой, случайно или в поте лица своего усвоив предложенные уроки и опыт.
Глеб Косихин, Евгений Мишечкин и сам Александр Бабик в этом спектакле подарили посетителям ещё бонус-находки: они предстают совершенно в неожиданных драматических образах и очень мягко оттесняют в сознании зрителя весь свой предыдущий актерский опыт (с неизменными качественными вокальными номерами). Очень крутые и честные актёрские работы — без попыток спрятать артиста в яркие костюмы, грим, круговерть и поддержку балета: только мрак, неизвестность и сами артисты, которые порой возникают прямо из зрительного зала.
Не пугает и абсолютно чеховская дама (Альбина Кашорик) — вне возраста и времени, не обременённая никакими отношениями и обязательствами, неприметная и манкая одновременно, прекрасная в своём чёрном глухом платье с внезапно оголенной спиной. О, как играет подол этого платья на поклонах! Сколько в нем лёгкости, смысла, страхов и оголтелых людских надежд!
Смерть — это не самое страшное…

Многие ли из нас, подобно деревьям, цветут на протяжении жизни и приносят радость людям? Многие ли не плывут по течению, но находят в себе силы идти вперёд, искать, сражаться с непонятным во имя спасения чьей-то души? Многие ли способны увидеть свет в темноте? Впитывать и отдавать любовь, которой пропитан настолько спектакль?
Согласно режиссёрскому замыслу Александра Бабика: «Реальный человек, рефлексируя, не всегда несёт с собой легкость, ему тяжело, и он пытается бороться, чаще всего бессмысленно. Но в этой борьбе и есть даже свобода какая-то. Свобода и жизнь. Или поиски свободы».
Спектакль действительно надо смотреть и чувствовать (в идеале — с чистого листа), только так можно ощутить холодок на спине, погрузиться в психологизм происходящего, отследить внутри себя возможные триггеры, и… довериться этой темноте, чтобы, придя домой, первым делом обнять любимых и родных.

Фотографии Анастасии Фолманис можно увидеть здесь