Пресса

Хорошая квартира. «Вдовий пароход»


Если ты – ты, потому что я – я,

А я – я, потому что ты – ты,

То я — не я, а ты – не ты.

Ясмина Реза «Арт»

«Вдовий пароход» по пьесе И. Грековой и П. Лунгина сыграли в «Театре города М.» уже 49 раз. Среди пятисотых и тысячных театральных «юбилеев» это скромное число стоит упоминания потому, что начинался «пароход» как дипломный студенческий спектакль, и многие из его участников играют в нём с тех самых пор. Об этом рассказал публике режиссёр и худрук «Театра города М.» Александр Бабик перед началом представления, которое состоялось на сцене «Дома Высоцкого» на Таганке.
Вдовьим пароходом называют свою коммунальную квартиру женщины, собравшиеся волей судьбы под крышей дома на Покровке в послевоенные годы. Они пришли в это общее жильё разными дорогами и с очень разными характерами. Но, как водится в наших местах, ссорясь над кастрюльками, соседски обмениваются рецептами скудных блюд, а, соперничая за чужого мужа, проявляют чудеса уступчивости и благородства. А уж если нагрянет настоящая беда, сплочённости этого коллектива позавидует отряд коммандос.
Каждая героиня истории… действительно, по-своему, героиня. Старая Капа, острая на язык и скорая на суд сторожиха, когда-то выданная замуж по-дореволюционному насильно, потеряла единственного ребёнка ещё в молодости. Степанида, электромонтёр по профессии, одержима идеей социальной справедливости в самой доступной ее пониманию форме «всё поровну». Бывшая артистка Ада – неуёмная оптимистка, певунья и модница – без конца фестивалит, хотя ей и намекают, что поезд её ушёл («…и рельсы разобрали»). Музыкальный работник Ольга, инвалид с тридцати шести лет, лишившаяся всех своих близких и потерявшая здоровье в одну из московских бомбёжек, сохраняет партизанское присутствие духа среди треволнений, разыгрывающихся вокруг. Главный женский персонаж – Анфиса, мать «принца» этой коммуналки Вадима, пришла с фронта, что называется, «с подарочком» и всю жизнь провела под гнётом этой любви и вины.
В этом чувстве вины и любви и состоит суть сюжетной коллизии пьесы. Война и мир, борьба идей, соседи и друзья – это всё действительно уходит куда-то в тень, потому что вина и любовь не зависят от конкретной эпохи. Как верно замечает практичная Паня, «от жизни лекарства нет». Нынче, например, модно «прорабатывать детские травмы», но, в сущности, это досужая забава состоятельных бездельников. Кто трудится, кто пробивает себе дорогу снизу, кто в ответе за малых сих – бьётся с жизнью в одиночку на любом отрезке истории.
Хотя, казалось бы, в чем проблема? Муж Анфисы, Фёдор, принял ребёнка как своего, мальчик растёт здоровым – живи да радуйся. Но не получается… Вина за фронтовую измену отравляет душу женщины и совесть мужчины, которому рабское служение жены совершенно не нужно. Финал этой части истории так же трагичен, как необязателен и всё-таки неизбежен.

До поры до времени мы не очень много внимания обращаем на сына Анфисы. Он присутствует на сцене взрослым, как бы припоминая события из семейной истории с помощью и по подсказкам соседок. Многое они помнят и переживают совершенно по-разному. Говоря словами Ольги, «каждый человек внутри себя прав».
Не вдаваясь в особенные детали (всё-таки спектакль стоит того, чтобы посмотреть его самим), отмечу: самозабвенным служением человеку очень часто можно его искалечить. И вот уже ты не у алтаря, а на плахе – и твой кумир становится твоим палачом.
В «Театре города М.» работают молодые талантливые артисты. Вероятно, со временем возрастная палитра труппы расширится, что позволит сделать образы ещё более убедительными. Но энтузиазм и искренность исполнителей искупают понятную «студийность» атмосферы в этом маленьком зале. Где каждая слезинка попадает в тебя в упор
Елена Трефилова специально для Musecube
фото Александры Дема
Вдовий пароход Пресса о театре