«Театр города М.» – независимый проект молодых артистов, камерный театр, разместившийся в живописных переулках центра Москвы. В 2019 году выпускники Театрального института им. Щукина, ГИТИСа и Школы-студии МХАТ объединились, чтобы создать не просто театр, а творческую лабораторию, основанную на равенстве актеров и открытом диалоге со зрителем. Художественный руководитель театра Александр Бабик открыл «Театралу» закулисье этого необычного пространства и рассказал о кропотливой работе коллектива, где каждый участник вовлечен во многие процессы – от монтировки декораций до управления светом во время спектаклей.
КАК ВСЁ УСТРОЕНО
В крупных театрах выполнением каждой задачи занимаются разные отделы и люди, которые могут и не встречаться в бесконечных коридорах театра в течение одного рабочего дня: администраторы занимаются зрительской частью и билетным хозяйством, машинисты сцены собирают декорации, осветительский и звуковой цех занимается своими задачами и так далее. Количество сотрудников, которые участвуют в подготовке одного спектакля, может насчитывать десятки человек. У нас же всё иначе. В процессе подготовки очередной премьеры мы приглашаем наших коллег, профессионалов в своих областях – художников по свету, звукорежиссеров, художников-технологов, маркетологов, людей, которые помогают нам максимально эффективно воплотить замысел творческой команды – режиссеров и сценографов.
В отличие от государственных театров у нас нет своего штата сотрудников, поэтому проведение спектаклей, которые уже вошли в наш репертуар, мы берем на себя – то есть артисты самостоятельно монтируют декорации, готовят к текущему спектаклю костюмы, реквизит, занимаются уборкой и т.д. Билетным столом, дизайном афиш, связями с общественностью мы также занимаемся самостоятельно. Переживали, что выполнение большого количества задач, не связанных с творчеством, повлияет на качество исполнения спектаклей, но, к счастью, все это только укрепило наш коллективный дух и стремления. Приятно осознавать, что ты лично участвуешь в том, чтобы театр стал театром. Одна наша актриса призналась, что мытье полов на сцене и в фойе перед спектаклем помогает ей сконцентрироваться и собрать внимание перед предстоящей встречей со зрителем.
КАК ВСЁ УСТРОЕНО
В крупных театрах выполнением каждой задачи занимаются разные отделы и люди, которые могут и не встречаться в бесконечных коридорах театра в течение одного рабочего дня: администраторы занимаются зрительской частью и билетным хозяйством, машинисты сцены собирают декорации, осветительский и звуковой цех занимается своими задачами и так далее. Количество сотрудников, которые участвуют в подготовке одного спектакля, может насчитывать десятки человек. У нас же всё иначе. В процессе подготовки очередной премьеры мы приглашаем наших коллег, профессионалов в своих областях – художников по свету, звукорежиссеров, художников-технологов, маркетологов, людей, которые помогают нам максимально эффективно воплотить замысел творческой команды – режиссеров и сценографов.
В отличие от государственных театров у нас нет своего штата сотрудников, поэтому проведение спектаклей, которые уже вошли в наш репертуар, мы берем на себя – то есть артисты самостоятельно монтируют декорации, готовят к текущему спектаклю костюмы, реквизит, занимаются уборкой и т.д. Билетным столом, дизайном афиш, связями с общественностью мы также занимаемся самостоятельно. Переживали, что выполнение большого количества задач, не связанных с творчеством, повлияет на качество исполнения спектаклей, но, к счастью, все это только укрепило наш коллективный дух и стремления. Приятно осознавать, что ты лично участвуешь в том, чтобы театр стал театром. Одна наша актриса призналась, что мытье полов на сцене и в фойе перед спектаклем помогает ей сконцентрироваться и собрать внимание перед предстоящей встречей со зрителем.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Я преподавал в ГИТИСе на курсе Герарда Вячеславовича Васильева. Первый спектакль, который мы выпустили вместе со студентами, – уже нашумевший сейчас «Вдовий пароход». Кстати, играем мы его по сей день, и скоро будет 100-й показ (согласитесь, неплохо для студенческой работы!). Конечно, сейчас это уже совсем другой спектакль: студенты выросли в профессиональных артистов. Именно «Вдовий пароход» дал старт «Театру города М.».
Обычно после выпуска из театральных институтов студенты разбредаются по разным театрам, а мы… создали свой. Сначала мы репетировали везде – в квартирах и комнатах друг у друга, арендовали залы, встречались в кафе и парках. И однажды нам предложили стать резидентами площадки «Вангог-центр» на шоссе Энтузиастов. Это был огромный фуд-корт, на котором было предусмотрено отдельное закрытое помещение для спектаклей и концертов. Мы сразу бросились обустраивать площадку: клали планшет сцены, красили стены, шили одежду сцены (целых 100 метров бархата!), занимались поиском и монтажом светового и звукового оборудования. В итоге мы возобновили на этой площадке наши студенческие спектакли – «Вдовий пароход» и «Шекспир умер!». Пространство находилось слишком далеко от центра, и мы начали искать новые локации для показа спектаклей: сыграли несколько раз «Вдовий пароход» на сцене Государственного музея Владимира Высоцкого и в Музее Победы. Тогда мы поняли, что кочевать вечно не получится, и в феврале 2022 года нашли вот этот самый подвальчик в Пречистенском переулке, 20. Площадка на момент подписания договора аренды была не приспособлена для проведения спектаклей, и перед нами встала задача: сделать из подвала… театр. Мы сносили и ставили перегородки, меняли напольные покрытия, вставляли двери, шпаклевали, перекрасили абсолютно все, докупали и монтировали оборудование, и к апрелю все было готово. Это был круглосуточный труд всей команды.
Я преподавал в ГИТИСе на курсе Герарда Вячеславовича Васильева. Первый спектакль, который мы выпустили вместе со студентами, – уже нашумевший сейчас «Вдовий пароход». Кстати, играем мы его по сей день, и скоро будет 100-й показ (согласитесь, неплохо для студенческой работы!). Конечно, сейчас это уже совсем другой спектакль: студенты выросли в профессиональных артистов. Именно «Вдовий пароход» дал старт «Театру города М.».
Обычно после выпуска из театральных институтов студенты разбредаются по разным театрам, а мы… создали свой. Сначала мы репетировали везде – в квартирах и комнатах друг у друга, арендовали залы, встречались в кафе и парках. И однажды нам предложили стать резидентами площадки «Вангог-центр» на шоссе Энтузиастов. Это был огромный фуд-корт, на котором было предусмотрено отдельное закрытое помещение для спектаклей и концертов. Мы сразу бросились обустраивать площадку: клали планшет сцены, красили стены, шили одежду сцены (целых 100 метров бархата!), занимались поиском и монтажом светового и звукового оборудования. В итоге мы возобновили на этой площадке наши студенческие спектакли – «Вдовий пароход» и «Шекспир умер!». Пространство находилось слишком далеко от центра, и мы начали искать новые локации для показа спектаклей: сыграли несколько раз «Вдовий пароход» на сцене Государственного музея Владимира Высоцкого и в Музее Победы. Тогда мы поняли, что кочевать вечно не получится, и в феврале 2022 года нашли вот этот самый подвальчик в Пречистенском переулке, 20. Площадка на момент подписания договора аренды была не приспособлена для проведения спектаклей, и перед нами встала задача: сделать из подвала… театр. Мы сносили и ставили перегородки, меняли напольные покрытия, вставляли двери, шпаклевали, перекрасили абсолютно все, докупали и монтировали оборудование, и к апрелю все было готово. Это был круглосуточный труд всей команды.
ВХОД В ТЕАТР
При входе в театр вы сразу можете увидеть портреты на - шей команды на стене слева. Пару шагов вперёд – и вы уже около стойки, где наши администраторы проверяют билеты и предлагают программки к спектаклям. По правую руку – гардероб и вход в фойе. Год назад большой друг нашего театра соорудил нам барную стойку – так в «Театре города М.» появился буфет. Сейчас мы сделали коллаборацию с классным кафе, и теперь перед спектаклем можно не только выпить зерновой кофе, но и угоститься свежими пирожками или пирожными! Здесь же мы продаём мерч театра с цитатами из спектаклей. Этот уголок оформили наши актрисы: у них своего рода хобби – плёночные фотографии, а у театра – тёплые исторические снимки.
ФОЙЕ
Раньше здесь был офис рекламного агентства и стеклянные перегородки, модные в 2000-х. Когда мы принялись за фойе, поняли, что нам нужен зал с зеркалами для хореографических репетиций и пространство, в котором зрители могут ожидать начало спектакля в комфортной атмосфере. Материалов для ремонта у нас практически не было, и мы разместили необходимый нам список в соцсетях: через несколько дней после публикации к театру подъехал грузовик, доверху загруженный строительными материалами, необходимыми для окончания нашего ремонта – так наш анонимный подписчик решил помочь нам и оплатил все, что нам было необходимо. В ремонте участвовали наши родственники, друзья и все, кто мог помочь, иногда это были просто любители театра, которые хотели внести свой вклад. И так, метр за метром, подвал превратился (и продолжает превращаться) в театр.
При входе в театр вы сразу можете увидеть портреты на - шей команды на стене слева. Пару шагов вперёд – и вы уже около стойки, где наши администраторы проверяют билеты и предлагают программки к спектаклям. По правую руку – гардероб и вход в фойе. Год назад большой друг нашего театра соорудил нам барную стойку – так в «Театре города М.» появился буфет. Сейчас мы сделали коллаборацию с классным кафе, и теперь перед спектаклем можно не только выпить зерновой кофе, но и угоститься свежими пирожками или пирожными! Здесь же мы продаём мерч театра с цитатами из спектаклей. Этот уголок оформили наши актрисы: у них своего рода хобби – плёночные фотографии, а у театра – тёплые исторические снимки.
ФОЙЕ
Раньше здесь был офис рекламного агентства и стеклянные перегородки, модные в 2000-х. Когда мы принялись за фойе, поняли, что нам нужен зал с зеркалами для хореографических репетиций и пространство, в котором зрители могут ожидать начало спектакля в комфортной атмосфере. Материалов для ремонта у нас практически не было, и мы разместили необходимый нам список в соцсетях: через несколько дней после публикации к театру подъехал грузовик, доверху загруженный строительными материалами, необходимыми для окончания нашего ремонта – так наш анонимный подписчик решил помочь нам и оплатил все, что нам было необходимо. В ремонте участвовали наши родственники, друзья и все, кто мог помочь, иногда это были просто любители театра, которые хотели внести свой вклад. И так, метр за метром, подвал превратился (и продолжает превращаться) в театр.
Сначала мы доказывали, что имеем право на существование: для себя и для публики. Московское профессиональное сообщество довольно предвзято относится к независимым творческим инициативам (в отличие от Петербургского), у нас подобный формат часто ассоциируется с самодеятельностью и чем-то дилетантским или вызывающим… За небольшое время нашей кропотливой командной работы, творческого труда постановщиков и прекрасных артистов нам удалось доказать, что театр – не только шикарная люстра, огромное фойе и блещущие ложи; что играть могут молодые амбициозные ребята, получившие хорошее образование; что зрительский интерес невозможно завоевать пошлятиной и самодеятельностью, но можно искренностью, жаждой поиска, совершенствованием и серьезностью намерений.
Несколько лет назад, когда я, как руководитель, находился, как мне казалось, в тупике, когда накопилось очень много организационных вопросов, неразрешимых продюсерских задач (как мне казалось), я обратился за советом к одному крутому театральному менеджеру и получил очень вдохновляющий ответ: «Универсального рецепта для создания и продвижения, особенно частного репертуарного театра, не существует, вы сами должны строить систему координат. И оттого, какой она будет в основе, зависит все ваше будущее, не только финансовое, но в первую очередь творческое». Эти слова очень вдохновили меня, и мы начали экспериментировать, пробовать, ошибаться и не бояться.
Несколько лет назад, когда я, как руководитель, находился, как мне казалось, в тупике, когда накопилось очень много организационных вопросов, неразрешимых продюсерских задач (как мне казалось), я обратился за советом к одному крутому театральному менеджеру и получил очень вдохновляющий ответ: «Универсального рецепта для создания и продвижения, особенно частного репертуарного театра, не существует, вы сами должны строить систему координат. И оттого, какой она будет в основе, зависит все ваше будущее, не только финансовое, но в первую очередь творческое». Эти слова очень вдохновили меня, и мы начали экспериментировать, пробовать, ошибаться и не бояться.
ЗАЛ И СЦЕНА
Вот посмотрите, какой у нас тут «центр управления полетами». Это наш пульт для проведения спектаклей. Здесь и световой пульт, и компьютер для запуска музыкального сопровождения, микшерный пульт, три монитора, внутренний телефон, микрофон для передачи сообщений за кулисы в трансляцию и многомного кнопок. В нашем театре спектакль на этом пульте ведет всего один человек. Мы систематизировали процесс проведения спектакля, для нашего камерного зала это оптимальное решение. Тем более все наши спектакли драматические, они требуют от стейдж-менеджера внимания к соблюдению партитуры (она в этом планшете и очень подробная) и знания спектакля. Часто спектакли ведут артисты, которые не заняты на сцене в текущем спектакле. Ввод на пульт – это как ввод на роль в спектакль. Я сам иногда тоже веду спектакли, это как гонка с препятствиями, но препятствий нет, только контроль и спокойствие, интересно. Порядок такой: мы монтируем декорации; выставляем выгородку и мебель; затем технические специалисты монтируют световое оборудование, направляют приборы согласно паспорту спектакля. Далее человек, ведущий спектакль, включает готовое оборудование, проверяет себя по партитуре и… в бой.
Вот посмотрите, какой у нас тут «центр управления полетами». Это наш пульт для проведения спектаклей. Здесь и световой пульт, и компьютер для запуска музыкального сопровождения, микшерный пульт, три монитора, внутренний телефон, микрофон для передачи сообщений за кулисы в трансляцию и многомного кнопок. В нашем театре спектакль на этом пульте ведет всего один человек. Мы систематизировали процесс проведения спектакля, для нашего камерного зала это оптимальное решение. Тем более все наши спектакли драматические, они требуют от стейдж-менеджера внимания к соблюдению партитуры (она в этом планшете и очень подробная) и знания спектакля. Часто спектакли ведут артисты, которые не заняты на сцене в текущем спектакле. Ввод на пульт – это как ввод на роль в спектакль. Я сам иногда тоже веду спектакли, это как гонка с препятствиями, но препятствий нет, только контроль и спокойствие, интересно. Порядок такой: мы монтируем декорации; выставляем выгородку и мебель; затем технические специалисты монтируют световое оборудование, направляют приборы согласно паспорту спектакля. Далее человек, ведущий спектакль, включает готовое оборудование, проверяет себя по партитуре и… в бой.
На каждом спектакле начинает формироваться своя аудитория. Это очень круто, многие государственные театры об этом мечтают – чтобы у каждого спектакля был свой зритель, чтобы каждый проект собирал свой зал. В этом нам помогает отдел маркетинга, который с прошлого сезона появился в нашем театре, там работают мастера своего дела, зарекомендовавшие себя в лучших театральных проектах Москвы.
ЗАКУЛИСЬЕ
Сейчас, перед показом «Вдовьего парохода», за кулисами спрятался реквизит: книги, посуда, цветы… Кажется, будто этот спектакль из прошлого века, однако он очень технологичный. Например, звук из ретроприёмника, который стоит на пианино в комнате одного из персонажей, запускается с пульта в определенный момент (и приёмник беспроводной); настоящий настенный телефон 1960-х годов звонит по нажатию кнопки; и даже двери в некоторых сценах открываются сами собой, без участия живых людей. С нами работают талантливые художники-сценографы, они максимально эффективно используют наш black box, превращая черную коробку сцены в совершенно разные пространства. Можно сделать любую картину: сегодня это коммунальная квартира, завтра – стерильный офис из спектакля «Человек внутри», послезавтра – причал в спектакле «Лодочник», а через неделю – школа, маршрутка, баржа и даже океан в спектакле «Я – кулак. Я А-Н-Н-А». В апреле у нас будет премьера спектакля «ХурЬма», режиссёр – Даниил Обухов. Трагическое сновидение (так определяют жанр авторы спектакля) о том, как мы сами становимся пленниками своих сомнений. Во время подготовки мы увидели, что пространство вновь будет выглядеть совершенно иначе. То есть это доказывает: не важно где, важно – что!
Сейчас, перед показом «Вдовьего парохода», за кулисами спрятался реквизит: книги, посуда, цветы… Кажется, будто этот спектакль из прошлого века, однако он очень технологичный. Например, звук из ретроприёмника, который стоит на пианино в комнате одного из персонажей, запускается с пульта в определенный момент (и приёмник беспроводной); настоящий настенный телефон 1960-х годов звонит по нажатию кнопки; и даже двери в некоторых сценах открываются сами собой, без участия живых людей. С нами работают талантливые художники-сценографы, они максимально эффективно используют наш black box, превращая черную коробку сцены в совершенно разные пространства. Можно сделать любую картину: сегодня это коммунальная квартира, завтра – стерильный офис из спектакля «Человек внутри», послезавтра – причал в спектакле «Лодочник», а через неделю – школа, маршрутка, баржа и даже океан в спектакле «Я – кулак. Я А-Н-Н-А». В апреле у нас будет премьера спектакля «ХурЬма», режиссёр – Даниил Обухов. Трагическое сновидение (так определяют жанр авторы спектакля) о том, как мы сами становимся пленниками своих сомнений. Во время подготовки мы увидели, что пространство вновь будет выглядеть совершенно иначе. То есть это доказывает: не важно где, важно – что!
ГРИМЕРКА
Это наша гримёрная комната. Тут же, в гримёрной – экран с трансляцией со сцены, радиотрансляция, телефонная связь. Помощники режиссёра в наших спектаклях – это артисты, которые играют в текущем спектакле. Вот, например, Лёша — помощник по спектаклю «Вдовий пароход». Он отвечает за репетиции, готовность сцены к спектаклю и прочее, прочее. И вот, благодаря экрану, Лёша может увидеть, что происходит на сцене и в фойе, готовы ли мы давать администратору и оператору пульта сигнал к началу спектакля. Понятно, что в каждом театре это есть, но чаще это устроено по-другому, там всё делается не из одной точки бэкстейджа.
Это наша гримёрная комната. Тут же, в гримёрной – экран с трансляцией со сцены, радиотрансляция, телефонная связь. Помощники режиссёра в наших спектаклях – это артисты, которые играют в текущем спектакле. Вот, например, Лёша — помощник по спектаклю «Вдовий пароход». Он отвечает за репетиции, готовность сцены к спектаклю и прочее, прочее. И вот, благодаря экрану, Лёша может увидеть, что происходит на сцене и в фойе, готовы ли мы давать администратору и оператору пульта сигнал к началу спектакля. Понятно, что в каждом театре это есть, но чаще это устроено по-другому, там всё делается не из одной точки бэкстейджа.
Здесь же у нас важный реквизит и всякие интересные штуки: вот Шекспир из спектакля «Я – кулак. Я А-Н-Н-А», фигура Ленина в полный рост из него же; Лев Николаевич Толстой из спектакля «Где-то и около», мышь… А вот – свод правил. В другом театре такую табличку увидишь – и сразу задумаешься о пафосе и пошлятинке, эдакое сектантство. Однако же любой театр – это философия, каждый спектакль – отдельный мир со своим языком взаимодействия со зрителем. Важно, как мне кажется, следить за этикой и профессиональными качествами и не забывать об ответственности перед зрителями, которые вечером придут и заполнят наш зал.
АЗАРТ
Удивительно, но за эти годы мы не потеряли интереса друг к другу. Много заняты работой, много репетируем и играем наши спектакли почти каждый день, для всего остального нет времени. Конфликты и недопонимания были и сейчас случаются, но мы общаемся, ищем решения вместе, ведь наш труд коллективный, и успех зависит от каждого. Сейчас мы ищем возможности, как органично из небольшого помещения выйти на большее. Только это «большее» – не просто для увеличения пространства, а для возможности ставить спектакли крупной формы. Нам необходимо расти. Вместе мы через многое прошли, но наш путь только начинается. Театр – огромный труд, но оно того стоит.
АЗАРТ
Удивительно, но за эти годы мы не потеряли интереса друг к другу. Много заняты работой, много репетируем и играем наши спектакли почти каждый день, для всего остального нет времени. Конфликты и недопонимания были и сейчас случаются, но мы общаемся, ищем решения вместе, ведь наш труд коллективный, и успех зависит от каждого. Сейчас мы ищем возможности, как органично из небольшого помещения выйти на большее. Только это «большее» – не просто для увеличения пространства, а для возможности ставить спектакли крупной формы. Нам необходимо расти. Вместе мы через многое прошли, но наш путь только начинается. Театр – огромный труд, но оно того стоит.